Семья

Семья всегда занимала одно из важнейших мест в системе человеческих ценностей. Она являлась и является первоосновой продолжения рода на земле.

Зачем нужна качественная семья нашему современному обществу? Семья в первую очередь формирует мировоззрение нового человека. С семьи начинается воспитание личности ребенка и познание им окружающего мира. Ведь семья – это маленькая модель мира в пределах дома. Здесь закладываются и морально-нравственные основы будущего человека, прививаются жизненные ценности. Дети следят за отношениями родителей, за их разговорами, за их увлечениями. Мама и папа – для них первые и главные примеры для подражания, они передают свой жизненный опыт, семейные традиции. От климата, который царит в семье, от того, насколько уютно и радостно дома, зависит, чем будет интересоваться ребенок, как он построит свою жизнь, что передаст в будущем своим детям.

Создать семью несложно, достаточно лишь решения двоих. Молодые люди, вступая в брак, редко задают себе вопрос: «зачем мы женимся?». На их взгляд для этого есть достаточно весомая причина: «потому, что мы любим друг друга». Однако, как показывает горький опыт, большинство семей распадаются, просуществовав меньше пяти лет, а некоторые из них – не выдержав и года. Конечно, в семье должна царить любовь, но нужно еще и понимание, терпение, уважение, готовность выслушать и помочь и масса других качеств, которыми должны обладать оба супруга.

В разрабатываемых нами программах формированию образа качественной семьи уделяется особое место, поскольку качественный социальный институт семьи очень важен для современного общества. Семья – это не просто физиологическое продолжение человеческого рода, это продолжение качественного рода и качественной жизни на земле.  Подготовка детей к созданию семьи – это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе.

      Мы предлагаем полный курс, охватывающий все вопросы, связанные с семьей, начиная от физиологических и психологических особенностей мужчины и женщины, и заканчивая психологией семейной жизни, ведением общего хозяйства, рождением и воспитанием детей, а также правами и обязанностями молодых граждан, заключающих семейный союз.

РАЗДЕЛ 1. Мужское и женское начало в единой природе

В данном разделе мы обращаем внимание учеников на психологические и физиологические особенности мужчины и женщины, а также на отличия мужских и женских особей в животном мире и мире растений. Все в природе поделено на мужской и женский пол, и оба они важны в одинаковой мере. Лишь в паре возможно продолжение жизни – рождение потомства. Эту возможность и обеспечивают физиологические функции мужского и женского организма.

  1. ТЕМА: Необходимость разделения в природе на мужской и женский пол.
  1.  ТЕМА: Строение организма человека  и его психология. В чем сходство и отличие мальчиков и девочек?
  2. ТЕМА: Может ли кто-то быть важнее: мужчины или женщины? Кто важнее мама или папа? Кого ты больше любишь? Кого больше любят родители; сыновей или дочек?
  3. ТЕМА: Если бы можно было поменяться – поменял(ла) бы я свой пол? Почему? Почему мне нравится быть мальчиком или девочкой?

РАЗДЕЛ 2. Важность пары

В данном разделе уделяется внимание важности создания пар. Мужчина и женщина только с помощью соединения своих физиологических возможностей могут зачать детей. Парование всего живого предопределено природой, и мы можем это проследить и в мире животных, и в мире растений.

Важность пары и равенство каждого в паре демонстрирует сама природа, ведь каждый в равной мере выполняет свои физиологические функции – продолжение рода и сохранение жизнь на Земле.

  1. ТЕМА: Пары в животном мире (создание пар в брачный период, моногамия и полигамия у животных).
  2. ТЕМА: Как животные и (или) птицы выбирают пару? Зачем?
  3. ТЕМА: Есть ли семьи у рыб?
  4. ТЕМА: Стадо и стая: почему нет пар?
  5. ТЕМА: Животные-однолюбы и животные-одиночки.
  6. ТЕМА: Пары и семьи: в чем различие?
  7. ТЕМА: Как люди создают пары? Зачем?
  8. ТЕМА: Спаривание или семейный союз? Инстинкты и нравственность.
  9. ТЕМА: Кто важнее в паре? Равное участие и равная ответственность.
  10. ТЕМА: Смысл создания пары – рождение детей.
  11. ТЕМА: Пара – единое целое. Дополнение друг друга.

РАЗДЕЛ 3. Психологические свойства и физиологические особенности мужчин и женщин

     Данный раздел касается психологического и физиологического устройства мужского и женского организма. В разделе речь пойдет о том, чем именно  один из полов дополняет другой и почему мужской и женский пол являются составляющими одного целого. В чем состоят основные физиологические функции, какие психологические особенности организма мужчины и женщины обеспечивают им выполнение природных функций (например, мужской пол – это всегда доминирование выносливости, силы и т.д.; женский пол – это, например, нежность, изящность и т.д.). Основной акцент делается на том, чтобы показать именно физиологические особенности как одного, так и другого пола: мужчина передает семя (как и животные самцы, так и растения самец опыляет самку), женщина же вынашивает потомство, и весь процесс созревания происходит именно в женском организме.

  1. ТЕМА: Мужчины и женщины.
  2. ТЕМА: Физические различия мужчин и женщин. Их функциональная оправданность.
  3. ТЕМА: Биологическая ценность мужчины и женщины в природе.
  4. ТЕМА: Значимость различий тела.
  5. ТЕМА: Психологические различия мужчин и женщин (интеллект, темперамент, характер, эмоциональные реакции, интуиция, самостоятельность и пр.). Для чего они существуют? Какие функции этими особенностями обеспечиваются?
  6. ТЕМА: Природные задачи мужчин и женщин.
  7. ТЕМА: Взаимопомощь мужчины и женщины при решении жизненных задач.
  8. ТЕМА: Взаимное дополнение мужчины и женщины.

РАЗДЕЛ 4. Историческая роль мужчины и женщины

    Данный раздел посвящен месту и роли мужчины и женщины в обществе в разные периоды истории. Например, когда и как определилось неравенство между полами, и какая роль отведена мужчине и женщине?  Почему эти два равных по своему природному предназначению пола занимают неравное положение в обществе? Чтобы ответить на эти вопросы, мы рассмотрим историю разных народов, многообразие культур, отличие религий, географические особенности территорий с различными природными условиями и т.д. История каждого народа формировалась тысячелетиями, и творили ее люди. Именно люди определяли роль и место мужчины и женщины в социуме. Сегодня мы предлагаем ученику поразмыслить самостоятельно над этим вопросом и сделать самостоятельные выводы.

  1. ТЕМА: Истории людей и о людях.
  2. ТЕМА: Как люди определяли, кто важнее: мужчина или женщина? Историческое неравенство мужчин и женщин.
  3. ТЕМА: Как изменились взгляды в обществе на роль мужчины и женщины за последние сто лет.

РАЗДЕЛ 5. Разность мнений о равенстве мужчины и женщины

Для того чтобы ученики смогли аргументированно делать выводы о роли и прирожденном месте мужского и женского пола в обществе, в данном разделе мы проведем  сравнительный анализ между разными функциями мужчин и женщин, а так же сравним общественные приоритеты равенства мужчины и женщины в разные исторические периоды. Мы проведем параллель между правилами равенства, созданными людьми и заложенными природой.

  1. ТЕМА: Природные и общественные функции мужчин и женщин.
  2. ТЕМА: Мифы, стереотипы и типичные заблуждения о различиях мужчин и женщин.
  3. ТЕМА: Современные представления общества о роли мужчины и женщины. В чем проявляется свобода и равенство?

РАЗДЕЛ 6. Анализ статистических данных о разводах

    Несмотря на всю важность семьи – основы жизни на Земле, большая часть созданных союзов распадается. Статистика разводов во всем мире просто пугает, и основной причиной является неправильный выбор партнера. По статистике распадается каждый второй союз. Почти половина семей терпят крах. Данный раздел поможет ученикам сделать самостоятельные выводы о важности семьи и ответственности за нее.

  1. ТЕМА: Важность создания крепкой семь и ее сохранение. Причины распада семейных союзов.
  2. ТЕМА: Статистика разводов в разных странах
  3. ТЕМА: Последствия разрушения семейного союза

РАЗДЕЛ 7. Разрушение семейных союзов

    В данном разделе речь пойдет об основных причинах  разрушения семей. Говорят, что браки заключаются на небесах. Но почему тогда многие из них оказываются под ударом? Почему люди расходятся, даже если кажется, что все идет идеально? Почему семейные узы становятся для многих обузой? Эти и другие важные вопросы мы рассмотрим в данном разделе.

ТЕМА: Причины разрушения семейных союзов.

РАЗДЕЛ 8. Социально-психологические условия создания семьи

В данном разделе уделяется внимание важнейшим вопросам, которые должны обсуждаться до создания семейного союза: выбор партнера, изучение родословной, бюджет, планирование рождения детей, совместное воспитание детей.

  1. ТЕМА: Выбор партнера. Совместимость.
  2. ТЕМА: Родословная супругов.
  3. ТЕМА: Социально-бытовое планирование в семье.
  4. ПРАКТИКА: «Составление жизненных планов», «Определение жизненных целей», «Тайм-менеджмент и бизнес-план семейной жизни», методика «Семейный договор».
  5. ТЕМА: Планирование рождения детей.
  6. ТЕМА: Совместное воспитание детей
  7. ТЕМА: Помощь ребенку в самоопределении и саморазвитии.
  8. ПРАКТИКА: «Распределение времени, возможностей и др. ресурсов для воспитания детей».
  9. ТЕМА: Брачный контракт.

РАЗДЕЛ 9. «ФОРМУЛЫ» качественной современной семьи

  1. ТЕМА: Принцип истинности НАМЕРЕНИЯ (ради чего создается союз?)
  2. ПРАКТИКА: «Определение жизненных целей для супругов», «Определение жизненных целей семьи».
  3. ПРАКТИКА: «Результативность: личная и совместная (семейная) успешность в реализации жизненных целей» (развитие умения определять критерии успешности и результативности: качественные, количественные и временные).
  4. ТЕМА: Принцип ИСКРЕННОСТИ в семейных отношениях (создание семьи не ради выгоды, без каких-либо условий).
  5. ТЕМА: Принцип ЧЕСТНОСТИ в семейных отношениях – основа качественных отношений.
  6. ПРАКТИКА: «Воспитание честности».
  7. ТЕМА: Принцип СВОБОДЫ в семейных отношениях – условие качественных отношений.
  8. Свобода и ответственность: как они реализуются вместе?
  9. ПРАКТИКА: «Свобода и ответственность» (верность, соблюдение границ  зоны внутреннего комфорта). Как, соблюдая свои интересы, соблюдать одновременно и интересы других людей?
  10. Принцип УВАЖЕНИЯ в семейных отношениях – признание важности человека в своей жизни.
  11. ПРАКТИКА: «Безоценочное восприятие человека человеком», «Искреннее уважение», «Способы саморегуляции: устранить раздражение и претензии».
  12. ТЕМА: Принцип КОНСТРУКТИВНОСТИ ЗАМЕЧАНИЙ в семейной жизни. Тактичность.
  13. Изменяя других – меняемся сами (невозможность «игры в одни ворота» в семье).
  14. ПРАКТИКА: «Горячий стул», «Переговоры», «Расскажи мне обо мне», «Конструктивные замечания».
  15. ТЕМА: Принцип КОНТРОЛЯ ЭМОЦИЙ в семейной жизни. Доброжелательность.
  16. ПРАКТИКА: «Управление гневом».
  17. ПРАКТИКА: «Изменение отношения (к поступку, слову, бездействию)».
  18. ПРАКТИКА: «Техники дыхания для саморегуляции внутреннего состояния», «Практики сохранения спокойствия», «Эмоциональный контроль (НЛП)».
  19. ПРАКТИКА: «Выбор слов: «фразы-выручалочки», привычные обороты речи».
  20. ПРАКТИКА: «Контроль импульсивности», «Игра по правилам».
  21. ТЕМА: Принцип ТЕРПЕНИЯ в семейной жизни.
  22. ПРАКТИКА: «Практика или привычка?» (определение собственных привычек терпения или нетерпеливости в повседневной жизни: насколько комфортно ожидание?).
  23. ПРАКТИКА: «Выработка навыков терпения». Притчи и метафоры о терпении.
  24. ТЕМА: Принцип СОВМЕСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ.
  25. ПРАКТИКА: «Развитие эмпатии», «Способы опосредованного участия в деятельности другого человека», «Искусство просто быть рядом».
  26. ТЕМА: Принцип ДОВЕРИЯ в семейных отношениях.
  27. ТЕМА: Хрупкость доверия: необходимость соблюдать все необходимые для семейной жизни условия.
  28. ТЕМА: Что значит «оправдать» и «не оправдать» доверие.
  29. ПРАКТИКА: «Умение доверять».
  30. ТЕМА: Принцип ОТДЫХА: от чего отдыхают в семье?
  31. ПРАКТИКА: «Отношения без напряжения».
  32. ТЕМА: Пути и возможности использования «Формул успешной семьи» в реальной семейной жизни.
  33. ТЕМА: Личностный рост супругов – условие гармоничных отношений.

    Освоение данного курса поможет учащимся не только получить целостные знания о семье, ее функциях и устоях, но и воспитать в себе будущих жен и мужей, мам и пап, которые будут ответственно относиться к семейным отношениям и воспитанию детей. Кроме того формирование семейных ценностей тесным образом связано с воспитанием нравственных начал личности. Ориентируя учащихся на обретение ими семейных ценностей, мы способствуем не только их духовно-нравственному развитию, но формируем новых граждан, способных обеспечить в будущем общественную стабильность и прогресс.